Александр (dom3d) wrote,
Александр
dom3d

ВЕК РАБОТНИКА ТОРГОВЛИ - часть 2

Очень мне понравилась эта статья!
Я уже примерно год читаю этого автора.
Иногда ее заносит в сторону сильной руки. Типа оградить все забором и начать новую индустриализацию.


Оригинал взят у domestic_lynx в ВЕК РАБОТНИКА ТОРГОВЛИ - часть 2
Приехала на Кипр. Тут нечеловеческая жара, да ещё влажная. Ощущение крайней расслабленности (теперь понимаю, почему обитатели южных стран, мягко сказать, с ленцой). Поэтому не написала обещанный пост про торговлю. Сейчас немного акклиматизировалась и вот – продолжаю.
«ТОРГАШИ И ГЕРОИ»

Так назвал своё знаменитое эссе Винер Зомбарт. Вообще-то это произведение по жанру относится к агитпропу, чего автор сам не скрывал: писано во время Первой мировой войны, посвящается немецким солдатам. Немцы у него – чудо-богатыри, а главные враги – англичане – презренные торгаши. Но вышло почти по советскому анекдоту, только наоборот. Помните, анекдот такой был: мужик работает на заводе швейных машинок и всё выносит и выносит запчасти, чтоб жене машинку собрать. И всякий раз как соберёт – всё почему-то пистолет-пулемёт получается. Так вот у Зомбарта, как он ни старается сочинить агитку, всё получаются замечательно умные и очень глубокие произведения. Которые интересно и поучительно прочесть и сто лет спустя. Ничего себе агитка, верно?

Главная мысль у автора такая. Любая война – в сущности своей есть война религиозная. Сталкиваются разные верования, разный подход к жизни. Так вот в той войне, по мысли Зомбарта, столкнулся подход торгашеский, воплощением которого является англосаксонская раса, и подход героический, воплощённый в расе германской. Насколько это верно в отношении той давней войны – мне трудно судить, хотя какая-то правда тут, как мне кажется, схвачена. Безусловно, не вся правда, а только частичка правды. Но самое ценное тут – сама мысль Зомбарта о двух взаимно противоположных и враждебных началах – торгашеском и героическом. Это два разных подхода к жизни, два разных духа, два враждебных чувства жизни.



Дух торгашеский – это дух буржуазный. Буржуазность - это ощущение, что главное в жизни – это её материальная сторона. Жизненные удобства, комфорт – в том специфическом (и резко отрицательном смысле), в котором употреблял это слово Достоевский. Буржуазность может быть свойственна всем слоям населения, а вовсе не только буржуазии. У нас для этого духа есть слово «мещанство». Мещанство не в обладании вещами, а в ощущении, что вещи и удобства – это всё в жизни, вне этого нет никаких жизненных ценностей.

Народы буржузны в разной степени. Самая буржуазная раса – англосаксонская. Самая мещанская книга на свете – «Робинзон Крузо». Огромные списки предметов, которые были на корабле, которые герою удалось спасти… Учебники английского, сочинённые англичанами для иностранцев, изумительно мещанские, особенно если сравнить их с аналогичными учебниками других народов. Герои знаменитого учебника Хорнби готовят луковый суп, обсуждают с архитектором подробности будущего дома, вникая в особенности устройства канализации (недаром же именно англичане изобрели ватерклозет).

Буржуазный дух – это одновременно и дух торгашеский. Торгашество – это убеждение в том, что всё на свете покупается и продаётся. А что не продаётся – того и на свете нет. Всё решается деньгами. Если не решается – мало дали. Или не тому. Вот это и есть торгашеский дух.

Противоположный дух – героический (названия, разумеется, условны), рыцарский по происхождению. Это дух служения - идее или сюзерену. Это дух, противоположный шкурничеству и торгашеству. Это представление о том, что главное – за деньги не купишь. Торгашеский дух, напротив, не признаёт никакого авторитета, кроме авторитета денег.

Героическому духу по природе свойственно признание авторитета. В наиболее выраженной форме это авторитет монарха, но не обязательно. Это может быть авторитет духовного лидера, военного или политического вождя. Торгашескому духу отвратительна сама идея авторитета, не случайно наша торгашеская цивилизация продолжает пинать и пинать все исторические фигуры: посмотрите под этим углом зрения выходящие один за другим «исторические» фильмы. Все исторические персонажи там – мелкие, пошлые людишки, преследующие свои чисто бытовые цели. Ну, точно такие, как мы с вами, ещё и похуже. В торгашеской цивилизации потребность в авторитете, которая, вероятно, присуща человеку от рождения, удовлетворяется с помощью культа «звёзд» вроде леди Гаги.
Когда-то руководители государств были величественны (Екатерина II Законодательница в храме богини Правосудия – картина Левицкого), потом они были серьёзны (знаменитая фотография Сталина, Рузвельта и Черчилля), сегодня они превратились в свойских прикольных парней. Они не авторитетны, и не должны быть авторитетны – в духе времени. В торгашеском духе.
Мы все равны – говорит торгашеский дух. Демократический принцип: один человек – один голос – предельное выражение этого равенства. Ну а поскольку равенство достижимо только по низшей планке, торгашеская демократическая эпоха убивает всякое величие. Его просто нет.

Торгашеский и героический дух в некотором смысле имеют в качестве параллели публичное и частное право. Публичное право – это право авторитета, право господства и подчинения. Частное право – это право торга, право сделки, совершаемой равноправными торгашами. Торгашеский дух – это борьба за частные шкурные интересы против толпы аналогичных борцов. Это торговля в самом обширном смысле слова, это принцип do ut des – ты мне, я тебе. Противоположный дух: в едином строю к общей цели под руководством вождя.

Торгашеский дух тяготеет к демократии. Или к олигархии. Вернее сказать, к децентрализации власти, к множественности очагов власти. Не случайно торговые государства с древних времён практиковали что-то вроде демократии: таков наш Новгород или Венецианская республика. Вероятно, объясняется это тем, что в торговых государствах правят деньги, а деньги – материя легко делимая и предельно текучая. Собственно, «ликвидность» и значит «жидкость», вернее даже, «жидкостность». Деньги легко перетекают туда-сюда, образуя новые властные центры. К тому же торговцу легче ускользнуть от контроля верховной власти, он подвижен, он легко скрывает свои богатства. Иное дело земледелец, ремесленник – эти на виду, и деваться им некуда.

Современная цивилизация проникнута буржуазным торгашеским духом, доведённым до своего предельного развития и раскрытия. Отчасти это объясняется тем, что во главе мира стоит страна, где этот дух, в высшей степени свойственный англосаксонской расе, выражен сильнее всего. Впрочем, ещё Маркс в «Манифесте коммунистической партии» писал о наступлении эпохи всеобщей продажности. Дух капитализма – это, безусловно, торгашеский дух.

Разумеется, в жизни всё перемешано, и нет химически чистых случаев, но в разных народах, в разные исторические эпохи торжествует тот или иной дух. Наша эпоха – эпоха зрелого торгашества. Вполне вероятно, мы доживём до её падения.

Любопытно, что наша страна и наш народ присоединился к миру тотального торгашества сравнительно недавно и с энтузиазмом неофитов мы старательно осваивали правила дивного нового мира, в который вошли. Соединение нашей фирменной обломовщины с заветами новейшего торгашества и создало ту дивную атмосферу, в которой мы сегодня живём.

Но об этом чуть позже.
А самая первая (которую я прочитал) статья у этого автора НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ
Tags: друзья, цивилизация, экономика
Subscribe
promo dom3d january 10, 2015 19:38 54
Buy for 50 tokens
Осмелюсь доложить, что миром уже не правит коррумпированная финансовая империя. Собственно говоря, они никогда и не правили миром. Хотя, может быть хотели. Ходит очень много баек про ум банкиров. Типа, если ты такой умный, покажи свои деньги. Очень хотелось написать, что миром правит интеллект.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments