Александр (dom3d) wrote,
Александр
dom3d

Category:

Анатолий Криволап "Манифест художника"

Вчера я ездил в мастерскую к художнику Дану Есиненко, чтобы сфотографировать его картины.
Сегодня ночью я плохо спал, потому что мне снились его картины.
Честно говоря,  до вчерашнего дня не понимал абстрактной живописи.
Большинство своих работ Дан Есиненко относит к нефигуральной живописи.
Я помню, как спросил однажды Дана, зачем он творит свои картины, такие непонятные для широких слоев населения.
Он мне ответил, что настоящий художник творит для себя.

От Дана я вчера узнал про украинского художника Анатолия Криволапа.
На VI художественном форуме ART-KYIV contemporary в «Мистецьком арсенале» представлены полотна самого дорогого европейского художника Анатолия Криволапа. Его картины «Конь. Ночь» и «Степь» были проданы в Лондоне на аукционе дома Phillips de Pury & Co за рекордные $98,5 тыс. и $124,4 тыс.

Он превзошел другого украинского художника из Одессы Александра Ройтбурда, работы которого мне напиминают одного писателя Бузину. И это меня радует, ибо  Александр Ройтбурд - представляет собой шоу или эпатаж или скандал или все что угодно, но не высокое искусство.

В связи с этим, хочу привести цитату  Анатолия Криволапа здесь
*Имеется в виду знаменитая арт-акция итальянского концептуалиста Пьеро Манцони «Дерьмо художника», когда он в 1961 году выставил на продажу консервные банки с собственным дерьмом по цене золота. В середине 2000-х стало известно, что внутри банок «художественное дерьмо» Манцони оказалось гипсовым муляжом.

Интересное интервью художника еженедельнику Зеркало Недели Сколько художнику нужно для счастья?

А сейчас
Анатолий Криволап "Манифест художника"


«Как по мне, актуальное искусство исчерпано. Кризис заключается в бездне между вербальным декларированием идей и непосредственно «произведением». Актуальное искусство - это реакция современного искусства на события и явления современного мира, однако я этого не вижу. Актуальное искусство вырождается на протяжении последних 20 лет, оно превратилось в сомнительную игру эрудитов. Меня лично задевает то, что живопись, которая была наибольшей ценностью искусства, самым благородным мастерством искусства, сегодня используется для лакейского обслуживания маразматических идей напыщенных дилетантов. Думаю, сейчас настало время для новых предложений – естественная инерция процесса искусства сошла на нет, так что при таких обстоятельствах художник должен сделать сознательное усилие для того, чтобы иметь право называться актуальным».
Как подсказывает история, во времена упадка, когда очередной виток становления искусства приходит в безысходность, нужно возвращение к классическим образцам. Живопись музыка, опера, поэзия – сейчас приходит время, когда человечество, устав от холостой культурной «шоковой терапии», вернется к классическим практикам и техникам искусства. Хотя признаю, что это – одно из возможных предложений. Лично я хочу вернуть живописи достоинство и ценность, которая ей присуща исторически. Настало время для изменений, новых идей, решительных шагов».

«В советское время действовала унизительная система, в рамках которой художник был исполнителем партийных заказчиков. Сейчас я вижу своеобразное «выворачивание» этой парадигмы, где заказчиком стал куратор. Современные художники обслуживают взгляды и вкусы кураторов, для того чтоб попасть на выставку, на биеннале, в модную галерею. Однако, когда творческий человек работает на заказ, это унижает как саму профессию, так и человеческое достоинство. Сегодня потеряна ведущая позиция художника в искусстве, которая была во все века. При этом среди современных кураторов мало профессионалов, большинство представляют искусство как шок-шоу, как рекламную кампанию. Но сейчас в 2011 году уже нечем шокировать. Известный скульптор на телевидении предлагал «арт-объект» - 5-тонный грузовик с дерьмом. Я не понимаю, кого можно шокировать дерьмом в 2011 году, когда это уже сделал итальянец в 1961-м*. Это незнание истории и презрение к осведомленности зрителя».

«Два года назад в Вильнюсе, который тогда был европейской столицей искусства, состоялся международный арт-форум, на котором свои экспозиции представили более 200 галерей со всего мира. Я был там и не мог отличить - где Норвегия, где – Испания, а где Перу или Камерун. На открытии присутствовал Влад Троицкий, которого пригласили с лекцией для искусствоведов и художников. Анализируя состояние современного искусства, он сказал: “Актуальное искусство - это полное говно”, и повторил это на открытии выставки в присутствии тысячи посетителей. Я считаю, он решился, наконец, высказать то, о чем думают многие другие интеллектуалы».

«PinchukArtCentre - это «актуальное корыто», к которому построилась очередь украинских художников за объедками «мировых звезд актуального искусства». Молодым художникам, прежде чем бежать, стоило бы лучше осмотреться вокруг и подумать, стоит ли вообще бороться за место в «массовке».

«Всем хорошо известна кампания правительства США по созданию «американского художника мирового значения» Джексона Поллока. Точно так же и дальше, многих своих художников «продвигали» американские коллекционеры, создавая технологии раскрутки. Аналогичным образом сейчас действуют российские меценаты и коллекционеры, выкупая «своих» на мировых аукционах за потрясающие цены. А что украинские коллекционеры? Они покупают второстепенные работы (и часто подделки) известных мировых художников, или скупают за бесценок работы молодых авторов, в надежде, что те станут знаменитыми.

Я понимаю, что Украина долгое время была колонией, однако нашей независимости 20 лет – уже время иметь национальное достоинство, и понимать, что искусство – один из главнейших атрибутов государства.

Про государственную политику в искусстве не стоит и говорить – она не смогла создать музей современного искусства даже в столице».

«Я  - антиглобалист. Мне неприятно, когда я приезжаю в новую страну, видеть одно и то же – джинсы, еду и искусство, все одинаковое. Поэтому для себя я решил  - жить и писать непосредственно то, что меня окружает в конкретном месте проживания. Без какой-либо связи с другим. Мне интересно видеть, как со временем меняется вокруг меня среда, как деревенские дома и мистическая Украина Гоголя исчезает с появлением ландшафтных примет современности. Мне интересно сохранить этот экзотический украинский дух, его отрывки, останки, однако способы я для этого ищу современные, аккумулирую не увиденное, а прочувствованное – не только пейзаж, но и прежде всего память про него».

Картина еще одного украинского живописца.
«Уголок Франции», 1960-е гг. картон, масло; 23х28; правый нижний угол «Глущенко» На обороте надпись: «Подлинность работы нар. Художника СССР лауреата гос. премии им. Т. Г. Шевченко Глущенко Н. П.


И на закуску несколько работа Дана Есиненко.
1

2

3

4

5

6

7


От себя я еще хочу добавить к манифесту художника. И к сказаному выше.
Если художник будет творить только для себя, то художнику будет жрать нечего. Пока он получит признание.
Ведь многие художники неплохо устроились при дворах их величеств. А многие сгинули безвестными.
Tags: живопись, искусство
Subscribe
promo dom3d january 10, 2015 19:38 54
Buy for 50 tokens
Осмелюсь доложить, что миром уже не правит коррумпированная финансовая империя. Собственно говоря, они никогда и не правили миром. Хотя, может быть хотели. Ходит очень много баек про ум банкиров. Типа, если ты такой умный, покажи свои деньги. Очень хотелось написать, что миром правит интеллект.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments